В субъектах Российской Федерации принимаются программные документы в сфере противодействия коррупции, реализуются профилактические мероприятия на ведомственном и муниципальном уровнях. Во всех российских регионах сформированы специализированные органы по противодействию коррупции, на системной основе проводится методическая работа по обеспечению противодействия коррупции.
Изучение нормативной правовой базы позволяет выделить наиболее эффективные меры, установленные в антикоррупционном законодательстве субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день основными причинами, вызывающими у регионов трудности в процессе правоприменения законодательства в сфере противодействия коррупции являются неполнота правового регулирования на федеральном уровне, несовершенство используемой терминологии, ненадлежащее методическое обеспечение законодательных решений, несогласованность норм, содержащихся в нормативных правовых актах.
Один из существенных недостатков общеправового характера заключается в том, что деятельность законодателя по-прежнему направлена на точечную корректировку антикоррупционной правовой базы. В связи с этим возрастает потребность в выработке долгосрочной стратегии законодательной деятельности в сфере противодействия коррупции. Одним из наиболее своевременных предложений субъектов Российской Федерации, представленных в исследовании, является предложение о формировании антикоррупционного законодательства как отдельной отрасли права. Это не только существенно повысит эффективность правового регулирования деятельности по борьбе с коррупцией, но и позволит вывести законодательную политику в данной сфере на качественно новый уровень.
Одной из главных задач в сфере противодействия коррупции является совершенствование базового Федерального закона от 25 декабря 2008 года No 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Некоторые его нормы, затрудняющие их применение на региональном уровне, нуждаются в актуализации и совершенствовании. Концептуальная проблема заключается в отсутствии четкого разграничения полномочий между уровнями публичной власти в сфере правовой регламентации противодействия коррупции. Большинство вопросов связано с наличием в данном законе большого количества норм отсылочного характера, результатом чего является несистемность, противоречивость и нестабильность в правовом регулировании многих проблем в данной сфере.
Ниже представлен обзор изменений в законодательстве по противодействию коррупции за 1 квартал 2023 года.
- Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным законом упрощается порядок декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 г. и распространяет свое действие на декларационную кампанию 2023 года (за отчетный 2022 год).
При представлении такими депутатами сведений о доходах будет применяться подход, ранее введенный для сельских депутатов представительных органов, осуществляющих своих полномочия на непостоянной основе.
- Лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, обязаны уведомлять уполномоченные органы о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Федеральный закон от 29.12.2022 № 591-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривает следующие изменения в антикоррупционном законодательстве:
- Президент Российской Федерации, помимо основных направлений государственной антикоррупционной политики и компетенции федеральных органов государственной власти, теперь определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Примером реализации Президентом Российской Федерации новых полномочий является Указ № 968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции», о котором мы рассказывали ранее.
- Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, теперь обязаны уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы.
Срок направления такого уведомления – 5 дней со дня поступления к ним соответствующего обращения о склонении.
Направление уведомления является должностной обязанностью. В случае направления уведомления такие лица находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Предлагается усовершенствовать процедуру проведения антикоррупционных проверок в отношении публичных должностных лиц.
Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан во исполнение подпункта «а» пункта 11 Национального плана противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы.
Основные изменения планируется внести в Федеральный закон «О противодействии коррупции», а отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов, связанных с профилактикой совершения коррупционных и иных правонарушений, дополнить корреспондирующими нормами.
Главная цель законодательной инициативы – эффективная реализация принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В настоящий момент при проведении проверочных мероприятий нередко возникают ситуации, когда должностное лицо, в отношении которого проводится антикоррупционная проверка, располагая информацией о возможном применении к нему меры ответственности в виде увольнения, увольняется по собственному желанию, чем фактически уклоняется от ответственности и негативных правовых последствий.
Законопроект предлагает исключить такую возможность путем закрепления обязанности органа, осуществляющего проверку, в случае увольнения лица по собственному желанию направлять необходимые материалы в прокуратуру.
Если антикоррупционная проверка не завершена в связи с увольнением проверяемого лица, органы прокуратуры осуществляют такую проверку самостоятельно.
Законопроект предусматривает возможность обращения Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, если по результатам проведенной антикоррупционной проверки к нему может быть применена мера ответственности в виде увольнения (прекращения полномочий).
Предполагается, что в случае удовлетворения данного обращения соответствующие изменения будут внесены, а сведения об увольнении (прекращении полномочий) за совершение коррупционного правонарушения в связи с утратой доверия будут включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Изменения, предусмотренные законопроектом, позволят значительно повысить эффективность норм антикоррупционного законодательства в части привлечения к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения.
- Предлагается расширить перечень сведений, представляемых при проведении антикоррупционных проверок.
Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан во исполнение подпункта «в» пункта 11 и подпунктов «а», «б» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы.
Законопроект предусматривает изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».
Законопроектом предлагается:
- наделить руководителей органов субъектов по профилактике коррупционных правонарушений, специально уполномоченных высшими должностными лицами и непосредственно подчиненных им, правом при проведении антикоррупционных проверок направлять запросы в кредитные организации;
- установить обязанность налоговых органов предоставлять по запросам в рамках антикоррупционных проверок информацию о наличии счетов (вкладов) в банках, расположенных на территории Российской Федерации (в настоящий момент предоставляется информация о счетах, открытых в иностранных кредитных организациях);
- установить обязанность органов записи актов гражданского состояния предоставлять по запросам в рамках антикоррупционных проверок информацию об актах гражданского состояния, а также иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (в настоящий момент такие сведения не предоставляются органам субъектов по профилактике коррупционных и иных правонарушений).
Полномочиями по направлению вышеуказанных запросов будут наделены должностные лица, определенные Президентом Российской Федерации.
Данные нововведения расширят полномочия органов субъектов по профилактике коррупционных и иных правонарушений и позволят повысить эффективность проведения проверочных мероприятий, в том числе в части выявления конфликта интересов в деятельности публичных должностных лиц.
- Предлагается создать комиссию по мониторингу и регулированию законодательства в области противодействия коррупции.
Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами А.Г. Нечаевым и С.В. Аксентьевой.
Законопроектом предлагается определить правовую основу формирования и деятельности Российской комиссии по мониторингу и регулированию законодательства в области противодействия коррупции.
Актуальность создания Комиссии обусловлена денонсацией Россией «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
Одновременно прекращается членство России в группе государств против коррупции (ГРЕКО). Наша страна лишается права участия в обсуждении или принятии докладов по вопросам противодействия коррупции в указанной организации.
Тем не менее, одной из основных функций ГРЕКО был мониторинг выполнения странами-участницами антикоррупционных обязательств. В рамках мониторинга России давались рекомендации в части нерешенных вопросов в области противодействия коррупции.
В этой связи законопроектом предлагается создать альтернативный национальный механизм мониторинга и подготовки предложений по осуществлению мероприятий и нормативно-правовому регулированию национальной политики в области противодействия коррупции.
Основными задачами комиссии предлагается определить:
- подготовка ежегодного доклада о реализации национальной политики в области противодействия коррупции;
- организация постоянного контроля и мониторинга реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;
- обеспечение проведения комплексного анализа и определение направлений дальнейшего развития национальной политики в области противодействия коррупции;
- подготовка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в области противодействия коррупции.
Президентом Российской Федерации для организации работы Комиссии и обеспечения согласованного взаимодействия между представителями органов государственной власти будет назначаться Координатор Комиссии, который не будет являться членом Комиссии.
Законопроектом предусмотрено, что решения Комиссии станут обязательными для исполнительных органов государственной власти.
В состав комиссии предлагается включить представителей Президента, Правительства, Конституционного и Верховного Судов, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка, Счетной палаты, а также представителей фракций политических партий в Государственной Думе, Совета Федерации, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей, некоммерческих организаций, специализирующихся в области противодействия коррупции.