Цифровизация системы государственного управления является мощным фактором противодействия коррупции. Современные технологические возможности позволяют совершенствовать антикоррупционную политику посредством обеспечения открытости и прозрачности управленческих процессов, укрепления доверия к правительствам, повышения честности и неподкупности государственного сектора и подотчётности путем укрепления верховенства права на основе динамичного участия и вовлечения граждан.
Коррупция — это системная угроза самого высокого порядка для существующих в Российской Федерации общественных отношений. В разрезе анализируемой тематики системность проблемы коррупции подразумевает ее нацеленность на разрушение абсолютно всех социальных и финансово-экономических институтов.
Сектор цифровых технологий является ключевым компонентом, обеспечивающим деятельность всех секторов экономики, и призван соответствовать целям, аналогичным тем, которые сформулированы для нормальной деятельности экономики РФ, а именно обеспечивать защиту и нормальное функционирование всех секторов экономики; способствовать эффективному развитию цифровизации экономики РФ; предоставлять механизмы для реализации базовых социальных функций государства; обеспечивать укрепление финансового, промышленного и других секторов экономики.
К настоящему времени в Российской Федерации сформирована достаточно полная нормативно-правовая база для деятельности электронного правительства (портал Госуслуг, порталы Президента Российской Федерации, Правительства РФ и др.), повышены качество и доступность предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг; упрощены процедуры и сокращены сроки оказания государственных услуг; уменьшены административные издержки со стороны граждан и организаций, связанные с получением государственных услуг; введены единые стандарты обслуживания граждан; предоставлена информация о деятельности органов государственной власти в открытом доступе (сайты Государственной Думы и министерств).
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) влияют на коррупцию двумя основными способами. Во-первых, они изменяют предложение информации правительством обществу: ИКТ лишают государственных должностных лиц возможности злоупотреблять своими дискреционными полномочиями, усиливают надзор и понижают прозрачность. Однако вместо того, чтобы смягчить коррупцию, внедрение информационно-коммуникационных систем в области предложения информации может сдвинуть коррупцию в другие области деятельности правительства, а также создать новые уязвимости для взлома и манипуляций. Во-вторых, ИКТ влияют на спрос общества на информацию правительства, создавая формы повышения прозрачности, где граждане могут сообщать о случаях коррупции и найти платформы для обмена информацией и организации совместных действий. В то же время такие платформы могут использоваться для распространения ложной информации или содействия организации преступной деятельности.
Путями противодействия коррупции могут служить: принятие международных конвенций, которые устанавливают основные подходы к процессу устранения данного явления на глобальном уровне; формулирование правовых инструментов, способствующих ответственному поведению бизнеса; улучшить эффективность системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления; повысить качество административно-управленческих процессов; обеспечить оперативность и полноту контроля за результативностью деятельности органов государственной власти.
Цифровые технологии не следует рассматривать в качестве основного средства, панацеи и механизма борьбы с коррупцией. По-прежнему от идеологии государства, его правовой политики, культуры и религии зависит исход этой борьбы. Более того, их абсолютизация будет означать новый, самый страшный вид тоталитаризма: цифровой концлагерь. Поэтому важен и такой приоритет антикоррупционной политики права и цифры, как гарантированность защиты персональных данных, частных прав или права на частную жизнь.