- объекты, государственный кадастровый учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера;
- объекты, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
Порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости установлен Федеральным законом от 30.12.2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №518-ФЗ), вступившим в силу 29 июня 2021 года.
Закон обязывает органы местного самоуправления осуществлять мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости с целью наполнения ЕГРН актуальными сведениями. Для этого органами местного самоуправления осуществляется анализ сведений в архивах, делаются необходимые запросы в органы внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния, налоговые органы, нотариусам и т.д. После анализа сведений подготавливается проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, который направляется выявленному правообладателю. В случае, если в течение 45 дней от выявленного правообладателя не поступили возражения, готовится решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, которое направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о выявленном правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости. А в случае отсутствия в ЕГРН сведений и о правообладателе, и об объекте недвижимости, подается заявление о внесении в ЕГРН сведений и о правообладателе, и об объекте.
Таким образом, ЕГРН наполнится актуальными и достоверными сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, повысится степень защиты права собственности и иных вещных прав на объекты недвижимости, принадлежащие указанным лицам. Реализация Закона № 518-ФЗ также позволяет исключить из ЕГРН неактуальные сведения об объектах недвижимости на основании акта осмотра, подготовленного органом местного самоуправления в случае фактического прекращения существования объекта недвижимого имущества.
«Управление рекомендует правообладателям ранее учтенных объектов недвижимости, не дожидаясь проведения мероприятий по выявлению правообладателей, зарегистрировать свои права. Для этого с документом, удостоверяющим личность и документом-основанием возникновения права (государственный акт, свидетельство о праве собственности, договор приватизации и т.д.) необходимо обратиться в ближайший офис МФЦ, либо в орган местного самоуправления, который вправе (в качестве уполномоченного лица) подавать от имени граждан заявления о государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства», - отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области Корженкова Ирина Николаевна.
Обращаем внимание, что государственная пошлина за государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимости не уплачивается (пункт 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации).