Новые требования закона и Роскомнадзора вступили в силу 1 марта 2023г. относительно организаций, использующих иностранные сервисы. Пояснения и выводы от независимых экспертов Центра антикоррупционных экспертиз:
Как сообщает сегодня Роскомнадзор России:
Вниманию российских организаций, использующих иностранные сервисы. 1 марта 2023 года вступают в силу ч. 8-10 ст. 10 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон устанавливает запрет для ряда российских организаций на использование иностранных мессенджеров (принадлежащих иностранным лицам информационных систем и программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для обмена сообщениями исключительно между их пользователями, при котором отправитель определяет получателей сообщений и не предусматривается размещение интернет-пользователями общедоступной информации в интернете).
По состоянию на 1 марта 2023 года к таким сервисам могут быть отнесены:
Discord;
Microsoft Teams;
Skype for Business;
Snapchat;
Telegram;
Threema;
Viber;
WhatsApp;
WeChat.
Просим российские организации учитывать новые обстоятельства при планировании своей деятельности.
Источник – Роскомнадзор, 01.03.2023г.
Пояснения и выводы от независимых экспертов Центра антикоррупционных экспертиз
Россия приняла Федеральный закон от 29.12.2022г. № 584-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон).
Как указано в ст.1 Закона:
1) статью 10 дополнить частями 8 - 10 следующего содержания:
"8. Запрещается при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, а также при реализации государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, публично-правовыми компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, которые осуществляют указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды деятельности, субъектами национальной платежной системы товаров, работ, услуг, имущественных прав использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет", для передачи платежных документов и (или) предоставления информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, данные о переводах денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, сведения, необходимые для осуществления платежей и (или) сведения о счетах (вкладах) граждан Российской Федерации в банках.
9.Запрещается подключение к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, указанным в части 8 настоящей статьи, иных информационных систем, обеспечивающее возможность перевода денежных средств граждан Российской Федерации в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
10.Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, указанных в части 8 настоящей статьи. Порядок формирования и размещения такого перечня определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.".
Дополнения в Закон вступили в силу 1 марта 2023г.
Согласно закону «Об информации», Роскомнадзор разрабатывает порядок формирования и публикации перечня иностранных мессенджеров, а затем составляет этот перечень. Формально порядок пока не утвержден: соответствующий проект приказа Роскомнадзора еще проходит обсуждение на regulation.gov.ru.
Какие организации попали под ограничения иностранных сервисов?
Ответ:
Закон говорит о государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, публично-правовых компаниях, хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, кредитных организациях, некредитных финансовых организациях, которые осуществляют указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", субъектах национальной платежной системы.
О запретах для них
Запрещается использовать вышеперечисленные программы которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет", для передачи платежных документов и (или) предоставления информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, данные о переводах денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, сведения, необходимые для осуществления платежей и (или) сведения о счетах (вкладах) граждан Российской Федерации в банках.
Как ранее сообщали в пресс-службе Роскомнадзора РФ, согласно федеральному закону "Об информации", основными критериями для того, чтобы мессенджер был отнесен к иностранным, являются возможность передавать сообщения конкретному пользователю программы, а также информация о том, что программой владеет иностранное лицо.
О Законе и сферах применения запретов
Выходы экспертов:
Как указано нами 1 марта вступил в силу закон, запрещающий передачу персональных данных через иностранные мессенджеры при предоставлении госуслуг или выполнении государственного задания. Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите от информации" был дополнен нормой, вводящей при предоставлении госуслуг, выполнении государственного или муниципального задания запрет на использование иностранных мессенджеров для передачи платежных документов или предоставления информации, содержащей персональные данные россиян или данные о переводах денежных средств. Подобный запрет распространяется и на компании с государственным участием и финансовые организации.
Правление и Президент правления
Центра антикоррупционных экспертиз
Дондупай Алексей Баирович
Дополняем о том, что данная публикация содержит характер правового просвещения для граждан и организаций. Роскомнадзор РФ или иные организации не финансировали работу наших экспертов, а также корреспондентов общероссийского сетевого СМИ. Публикация содержит цель правильного применения права и достоверного информирования граждан и организаций.
Пресс-служба www.anti-corruption.news
Источник www.anti-corruption.expert