Федеральный закон от 29.12.2022 No 591-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»
Закон предусматривает следующие изменения в антикоррупционном законодательстве: Президент Российской Федерации, помимо основных направлений государственной антикоррупционной политики и компетенции федеральных органов государственной власти, теперь определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Примером реализации Президентом Российской Федерации новых полномочий является Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2022 No 968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции» (далее – Указ).
В соответствии с Указом в целях реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции установлено, что в период проведения специальной военной операции и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
- обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. No 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не распространяются на граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (подп. «д» п. 1 Указа);
- на основании подп. «е» п. 1 Указа граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов), не представляют такие сведения, в случае если их супруги:
- являются военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, сотрудниками уголовно исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации и принимают (принимали) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняют (выполняли) задачи, связанные с ее
проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины;
- направлены (командированы) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и выполняют такие задачи;
- призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации;
- оказывают на основании заключенного ими контракта добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации;
- размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов и организаций сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. No 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, и предоставление таких сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования не осуществляются (подп. «ж» п.1 Указа).
Указ вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
«Федеральный закон от 13 июня 2023 г. No 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Указанным законом прокуратура наделена полномочиями по осуществлению проверок в рамках антикоррупционного законодательства в отношении госслужащих при их увольнении с должности.
В частности Закон о противодействии коррупции дополнен новой статьей 13.5, устанавливающей порядок проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц.
Статья 13.5. Осуществление проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
1. В случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое
были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении
или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности,
установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого
было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты
представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов,
требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов,
и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия
коррупции, после завершения такой проверки и до принятия решения о
применении к нему взыскания за совершенное коррупционное
правонарушение лицу, принявшему решение об осуществлении такой
проверки, представляется доклад о невозможности привлечения указанного
проверяемого лица к ответственности за совершение коррупционного
правонарушения.
2. В случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое
были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении
или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности,
установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого
было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты
представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов,
требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов,
и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия
коррупции, в ходе осуществления такой проверки лицу, принявшему решение
об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности
завершения такой проверки в отношении указанного проверяемого лица.
3. В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи,
материалы, полученные соответственно после завершения проверки,
предусмотренной частями 1 и 2 настоящей статьи, и в ходе ее осуществления
в трехдневный срок после увольнения (прекращения полномочий)
проверяемого лица, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи, направляются
лицом, принявшим решение об осуществлении такой проверки, в органы
прокуратуры Российской Федерации.
4. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему
прокуроры не позднее десяти рабочих дней со дня поступления указанных
в части 3 настоящей статьи материалов в отношении проверяемого лица,
указанного в части 2 настоящей статьи, принимают решение
об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им
сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о
предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или)
исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия
коррупции. Такое решение оформляется в письменной форме отдельно
в отношении каждого проверяемого лица.
5. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему
прокуроры не позднее чем через два рабочих дня со дня принятия решения,
указанного в части 4 настоящей статьи, обязаны в письменной форме
уведомить проверяемое лицо, указанное в части 2 настоящей статьи, о
принятом в отношении его решении.
6. Проверка, указанная в части 4 настоящей статьи, проводится
прокурорами.
7. Проверка, указанная в части 4 настоящей статьи, не может
проводиться по истечении шести месяцев со дня увольнения (прекращения
полномочий) проверяемого лица, указанного в части 2 настоящей статьи.
8. При проведении проверки, указанной в части 4 настоящей статьи,
проверяемое лицо, указанное в части 2 настоящей статьи, вправе:
1) давать пояснения в письменной форме по представленным им
сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, в отношении достоверности и полноты которых проводится
проверка, и материалам по вопросам соблюдения ограничений и запретов,
требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов
и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия
коррупции, в отношении которых проводится проверка;
2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения
в письменной форме;
3) обращаться к прокурору с ходатайством о проведении беседы по
вопросам, связанным с осуществлением такой проверки. Ходатайство
подлежит обязательному удовлетворению.
9. При проведении проверки, указанной в части 4 настоящей статьи,
проверяемое лицо, указанное в части 2 настоящей статьи, в течение трех
рабочих дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5
настоящей статьи, обязано представить прокурору сведения о своем текущем
месте работы (службы) и замещаемой (занимаемой) должности.
10. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные
ему прокуроры при осуществлении проверки, указанной в части 4 настоящей
статьи, обязаны:
1) изучать дополнительные материалы, представленные проверяемым
лицом, указанным в части 2 настоящей статьи;
2) провести беседу с проверяемым лицом, указанным в части 2
настоящей статьи, в случае поступления ходатайства, предусмотренного
пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
11. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные
ему прокуроры при осуществлении проверки, указанной в части 4 настоящей
статьи, вправе:
1) проводить по своей инициативе беседу с проверяемым лицом,
указанным в части 2 настоящей статьи;
2) получать от проверяемого лица, указанного в части 2 настоящей
статьи, пояснения по представленным им сведениям и материалам;
3) направлять в установленном порядке запросы в органы публичной
власти и организации об имеющейся у них информации о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера проверяемого
лица, указанного в части 2 настоящей статьи, его супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей, информации о соблюдении ограничений и
запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта
интересов и (или) исполнении обязанностей, установленных в целях
противодействия коррупции. Запросы в кредитные организации, налоговые
органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, операторам
информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых
финансовых активов, а также в уполномоченный орган в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, финансированию терроризма и финансированию распространения
оружия массового уничтожения направляются Генеральным прокурором
Российской Федерации, заместителями Генерального прокурора Российской
Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации, военными и
другими специализированными прокурорами, приравненными к прокурорам
субъектов Российской Федерации;
4) наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия
информацию.
12. Руководители органов публичной власти и организаций, в которые
поступил запрос, указанный в пункте 3 части 11 настоящей статьи, обязаны
организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и
представить в установленном порядке запрашиваемую информацию.
13. Порядок рассмотрения материалов проверки, указанной в части 4
настоящей статьи, определяется Генеральным прокурором Российской
Федерации.
14. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные
ему прокуроры не позднее одного месяца со дня завершения прокурорами
проверки, указанной в части 4 настоящей статьи, информируют о ее
результатах лицо, направившее в органы прокуратуры Российской Федерации
материалы в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
15. В случае, если Генеральным прокурором Российской Федерации или
подчиненными ему прокурорами при проведении проверки, указанной в части
4 настоящей статьи, получена информация, указанная в части 1 статьи 8.2
настоящего Федерального закона, Генеральный прокурор Российской
Федерации или подчиненные ему прокуроры не позднее десяти рабочих дней
со дня получения указанной информации принимают решение
об осуществлении в соответствии со статьей 8.2 настоящего Федерального
закона и в порядке, предусмотренном указанной статьей, проверки законности
получения денежных средств, указанных в части 3 статьи 8.2 настоящего
Федерального закона. Решение оформляется в письменной форме отдельно
в отношении каждого проверяемого лица, указанного в части 2 настоящей
статьи. Материалы, полученные при проведении проверки, указанной в части
4 настоящей статьи, могут быть использованы при осуществлении проверки
законности получения денежных средств, указанных в части 3 статьи 8.2
настоящего Федерального закона.
16. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные
ему прокуроры в пределах своей компетенции, установленной Федеральным
законом «О прокуратуре Российской Федерации», рассматривают материалы
проверки, указанной в части 4 настоящей статьи, и не позднее одного месяца
со дня ее окончания при наличии оснований обращаются в установленном
порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки
увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного
в части 2 настоящей статьи.
17. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные
ему прокуроры, получившие указанные в части 3 настоящей статьи материалы
в отношении проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи,
рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", и не позднее
четырех месяцев со дня получения этих материалов при наличии оснований
обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о
гражданском судопроизводстве, с заявлением об изменении основания и
формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица,
указанного в части 1 настоящей статьи.
18. В случае удовлетворения судом заявления Генерального прокурора
Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров, указанного в части
16 или 17 настоящей статьи, суд изменяет основание и формулировку
увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица и указывает
в решении основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий)
в точном соответствии с формулировками настоящего Федерального закона
или другого федерального закона со ссылкой на соответствующие статью,
часть статьи, пункт, иную структурную единицу статьи настоящего
Федерального закона или другого федерального закона.
Указанные изменения вступили в силу 13 июня 2023 г.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12.1
Федерального закона «О противодействии коррупции» (законопроект
No 389981-8)
Законопроект направлен на совершенствование антикоррупционного
законодательства, регламентирующего правовой статус главы
муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на
непостоянной основе, в целях повышения эффективности реализации мер по
противодействию коррупции, а также выявления, минимизации и устранения
коррупционных рисков.
Законопроектом в целях исключения коррупционных рисков
предлагается изложить Федерального закона от 25 декабря 2008 г. No 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон No 273-ФЗ)
в новой редакции, дополнив ее запретом на совмещение должности главы
муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на
непостоянной основе, с другими должностями в органе местного
самоуправления этого муниципального образования и (или) должностью
руководителя муниципального учреждения либо муниципального
предприятия этого муниципального образования.
Проектируемый запрет для глав муниципальных образований на
замещение других должностей в органах государственной власти и органах
местного самоуправления аналогичен запрету, установленному частью 3.3-1
статьи 12.1 Федерального закона No 273-ФЗ для лиц, замещающих
государственные должности субъектов Российской Федерации на
непостоянной основе.
Предлагаемое регулирование подготовлено на основании информации,
представленной высшими исполнительными органами субъектов Российской
Федерации.
По имеющейся информации, из 3126 глав муниципальных образований,
осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, один совмещает
должность главы муниципального образования с другой должностью в органе
местного самоуправления и 189 совмещают должность главы муниципального
образования с должностью руководителя учреждения либо предприятия этого
муниципального образования.
Ряд регионов оценили как высокие коррупционные риски, которые
могут возникнуть в случае совмещения должности главы муниципального
образования с должностью руководителя учреждения либо предприятия этого
муниципального образования.
Предлагаемое регулирование будет распространено на глав
муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на
непостоянной основе, избранных после вступления в силу указанного
федерального закона.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8-6
Федерального закона 2О рынке ценных бумаг» и статьи 6 и 13
Федерального закона «О кредитных историях» (законопроект N 322235-8)
В Государственной Думе рассматривается законопроект о
предоставлении информации по запросам, направляемым в ходе
антикоррупционных проверок.
Устанавливаются правовые основы направления должностными
лицами, перечень которых предусматривается законопроектом, в целях
исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции запросов и
получения в ответ на них информации:
- от держателей реестра владельцев ценных бумаг и депозитариев –
о ценных бумагах, принадлежащих лицам, в отношении которых направлен
запрос;
- от Центрального каталога кредитных историй - о бюро кредитных
историй, в которых хранятся кредитные истории субъекта кредитной истории,
в отношении которого направлен запрос;
- от бюро кредитных историй - о титульной, основной, дополнительной
(закрытой) и информационной частях кредитных историй.
Проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О противодействии коррупции»и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (законопроект
No 325724-8)
Законопроект предполагает установление временного ограничения
права лица, к которому применено взыскание в виде увольнения
(освобождения от должности) в связи с утратой доверия за несоблюдение
ограничений и запретов, требований о предотвращении или
об урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнение обязанностей,
установленных в целях противодействия коррупции (далее –
антикоррупционные стандарты), назначаться на государственные
(муниципальные) должности, поступать на государственную
(муниципальную) службу, занимать должности руководителя
государственного (муниципального) учреждения, замещать должности
в Банке России, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров
Центрального банка Российской Федерации, замещать должности
финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения
деятельности финансового уполномоченного, а также замещать должности
в государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях,
Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации,
Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в иных
организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных
законов, отдельные должности на основании трудового договора
в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед
федеральными государственными органами, которые включены в перечни,
установленные соответственно нормативными актами государственных
корпораций (компаний), публично - правовых компаний, фондов и иных
организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных
законов, нормативными правовыми актами федеральных государственных
органов.
Законопроект не устанавливает временное ограничение права
уволенного за несоблюдение антикоррупционных стандартов занимать
отдельные должности во всех организациях, учредителями которых являются
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное
образование, а также не устанавливает временное ограничение права занимать
должности в организациях, деятельность которых контролируется
государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми
компаниями.
Данное обстоятельство обусловлено тем фактом, что законодательство
Российской Федерации о противодействии коррупции в настоящее время не
предполагает возложение обязанности соблюдать антикоррупционные
стандарты на работников обозначенных организаций публичного сектора.
Специфика правового статуса лиц, осуществляющих публичные
функции (лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности,
государственных (муниципальных) служащих, отдельных работников
организаций публичного сектора), предопределяет необходимость
предъявления к лицам, претендующим на замещение соответствующих
должностей, специальных требований, касающихся не только их
профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-
нравственного уровня.
В целях соблюдения принципов справедливости, равенства, исключения
возможности несоразмерного ограничения прав и свобод человека и
гражданина предлагается установить, что рассматриваемое ограничение права
носит временный характер, а именно пять лет со дня увольнения
(освобождения от должности) по соответствующему основанию.
Данный срок коррелирует с предусмотренным в настоящее время
сроком нахождения соответствующих сведений в реестре лиц, уволенных
в связи с утратой доверия, предусмотренном статьей 15 Федерального закона
от 25 декабря 2008 г. No 273-ФЗ «О противодействии коррупции».