Контактные телефоны командиров народных дружин Ульяновской области (здесь)
Народные дружины
Граждане Российской Федерации могут принять участие в охране общественного порядка и поиске лиц, пропавших без вести
Федеральный закон:
- Включает в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан.
- Создает правовые условия для защиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка.
- Способствует наведению правопорядка в общественных местах.
Участие граждан в охране общественного порядка согласно новому Федеральному закону может осуществляться в следующих формах:
|
Вопрос-ответ:
Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.
Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?
Системный анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального законаот 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.
Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?
Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.
Имеет ли право народный дружинник при несении службы по охране общественного порядка иметь при себе гражданское оружие, на ношение которого у него есть разрешение, а также имеет ли он право применить его для устранения опасности, непосредственно угрожающей народному дружиннику или иным лицам?
С учетом того, что Федеральным законом народные дружинники не наделены специальным правовым статусом в вопросах ношения и применения оружия, они должны руководствоваться положениями Федерального законаот 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», статья 24 которого разрешает гражданам применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также устанавливает запреты на ношение и применение оружия в отдельных случаях.
Льготы народных дружинников:
Законом Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» и Постановление Правительства Ульяновской области № 116-П от 18.03.2015 «Об условиях и порядке предоставления мер социальной защиты народных дружинников и членов их семей» предусмотрены меры социальной поддержки народным дружинникам:
1.Ежегодная денежная выплата на оздоровление в размере 3500,00 руб., (условия назначения выплаты: участие не менее чем в двенадцати дежурствах по охране общественного порядка, каждое из которых длилось не менее чем четыре часа подряд).
Выплаты назначаются на основании следующих документов:
- заявления,
- документа, удостоверяющий личность заявителя,
- документа, подтверждающий число длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых народный дружинник принял участие в течение календарного года, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой он является, и согласованного с руководителем территориального органа МВД РФ по Ульяновской области и (или) руководителем иного правоохранительного органа, если дежурства по охране общественного порядка, в котором принимал участие народный дружинник, было организовано или проведено таким правоохранительным органом,
- справки, подтверждающей членство гражданина в народной дружине на протяжении не менее чем одного года,
- расчета суммы денежной выплаты за участие народного дружинника в дежурствах по охране общественного порядка, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой является народный дружинник.
2. Ежегодная денежная выплата в размере 600,00 руб. за 4-х часовое дежурство.
Выплаты назначаются на основании следующих документов:
- заявления,
- документа, удостоверяющий личность заявителя,
- документа, подтверждающий число длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых народный дружинник принял участие в течение календарного года, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой он является, и согласованного с руководителем территориального органа МВД РФ по ульяновской области и (или) руководителем иного правоохранительного органа, если дежурства по охране общественного порядка, в котором принимал участие народный дружинник, было организовано или проведено таким правоохранительным органом,
- справки, подтверждающей членство гражданина в народной дружине на протяжении не менее чем одного года,
- расчет суммы денежной выплаты за участие народного дружинника в дежурствах по охране общественного порядка, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой является заявитель.
Жителям Мелекесского района для справки: дополнительную информацию по механизму предоставления данной денежной выплаты можно получить по телефону 2-41-83.
Заявление, документы (копии документов) предоставляются:
- через центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (восточный округ) группа по работе с физическими и юридическими лицами (г.Димитровград) ОГКУ «Правительство для граждан» по следующим адресам: пр. Ленина, д.16а, и ул. Октябрьская, д.64, либо по месту жительства граждан Мелекесского района в приемные часы МФЦ в администрациях сельских/городских поселений района.