Администрация муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области

Народные дружины

Контактные телефоны командиров народных дружин Ульяновской области (здесь)

Граждане Российской Федерации могут принять участие в охране общественного порядка и поиске лиц, пропавших без вести

2 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", устанавливающий правовые основы для создания и работы добровольных народных дружин.

Федеральный закон:

  • Включает в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан.
  • Создает правовые условия для защиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка.
  • Способствует наведению правопорядка в общественных местах.   


 

Участие граждан в охране общественного порядка согласно новому Федеральному закону может осуществляться в следующих формах:

  • Содействие полиции и другим правоохранительным органам (предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка);

  • Участие в поиске лиц, пропавших без вести;

  • Сотрудничество на внештатной основе с полицией (граждане, являясь внештатными сотрудниками полиции, участвуют в охране общественного порядка);

  • Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (объединений, сформированных по их инициативе для участия в охране общественного порядка в пределах территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы);

  • Участие граждан в деятельности народных дружин на территории муниципальных образований (осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными органами).

ПАМЯТКА: УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

О ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЯХ В ПОНЯТИЯХ «ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА» И «ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ»

Вопрос-ответ:

Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.

Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?
Системный анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального законаот 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.

Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?
Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.

Имеет ли право народный дружинник при несении службы по охране общественного порядка иметь при себе гражданское оружие, на ношение которого у него есть разрешение, а также имеет ли он право применить его для устранения опасности, непосредственно угрожающей народному дружиннику или иным лицам?
С учетом того, что Федеральным законом народные дружинники не наделены специальным правовым статусом в вопросах ношения и применения оружия, они должны руководствоваться положениями Федерального законаот 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», статья 24 которого разрешает гражданам применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также устанавливает запреты на ношение и применение оружия в отдельных случаях.

Льготы народных дружинников:

Законом  Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» и Постановление Правительства Ульяновской области № 116-П от 18.03.2015 «Об условиях и порядке предоставления мер социальной защиты народных дружинников и членов их семей» предусмотрены меры социальной поддержки народным дружинникам:

1.Ежегодная денежная выплата на оздоровление в размере 3500,00 руб., (условия назначения выплаты: участие не менее чем в двенадцати дежурствах по охране общественного порядка, каждое из которых длилось не менее чем четыре часа подряд).

Выплаты назначаются на основании следующих документов:

- заявления,

- документа, удостоверяющий личность заявителя,

- документа, подтверждающий число длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых народный дружинник принял участие в течение календарного года, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой он является, и согласованного с руководителем территориального органа МВД РФ по Ульяновской области и (или) руководителем иного правоохранительного органа, если дежурства по охране общественного порядка, в котором принимал участие народный дружинник, было организовано или проведено таким правоохранительным органом,

- справки, подтверждающей членство гражданина в народной дружине на протяжении не менее чем одного года,

- расчета суммы денежной выплаты за участие народного дружинника в дежурствах по охране общественного порядка, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой является народный дружинник.

2. Ежегодная денежная выплата  в размере 600,00 руб. за 4-х часовое дежурство.

Выплаты назначаются на основании следующих документов:

- заявления,

- документа, удостоверяющий личность заявителя,

- документа, подтверждающий число длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых народный дружинник принял участие в течение календарного года, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой он является, и согласованного с руководителем территориального органа МВД РФ по ульяновской области и (или) руководителем иного правоохранительного органа, если дежурства по охране общественного порядка, в котором принимал участие народный дружинник, было организовано или проведено таким правоохранительным органом,

- справки, подтверждающей членство гражданина в народной дружине на протяжении не менее чем одного года,

- расчет суммы денежной выплаты за участие народного дружинника в дежурствах по охране общественного порядка, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой является заявитель.

Жителям Мелекесского района  для справки: дополнительную информацию по механизму предоставления  данной денежной выплаты  можно  получить по телефону 2-41-83.

Заявление, документы (копии документов) предоставляются:

- через центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (восточный округ) группа по работе с физическими и юридическими лицами (г.Димитровград) ОГКУ «Правительство для граждан» по следующим адресам: пр. Ленина, д.16а, и ул. Октябрьская, д.64, либо  по месту жительства граждан  Мелекесского района   в приемные часы  МФЦ в администрациях  сельских/городских  поселений района.
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie